Кгыышhh

 

  CIS
Новости О журнале Мероприятия Форум Подписка Архив Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Кгыышф

 

 

 

CIS
 

 

 

 

 

 

 

IPO компаний с развивающихся рынков:
мнение фонд-менеджеров

 

Осеннее деловое «окно» должно принести нам целый ряд новых размещений. Исследование, которое провел BNY Mellon среди управляющих инвестиционными фондами, подсказывает, на что стоит обратить внимание при подготовке к IPO. «Руководство компании – на передний план», «качественный IR веб-сайт» и «готовность объяснять оценку компании» – такие рекомендации дают эмитентам стран БРИК.

 

Дмитрий Бобров

    

 

В ходе исследования было опрошено 18 американских фонд-менеджеров, представляющих наиболее активных инвесторов в IPO компаний из стран БРИК – Бразилии, России, Индии и Китая. Общая сумма инвестиций в акции под управлением фирм, в которых работают участники опроса, – более 1 трлн долларов США. При этом вопросы задавались менеджерам, инвестирующим в развивающиеся рынки в целом, без жесткой специализации на той или иной стране.

В первую очередь, респонденты ожидали возвращение на рынок IPO компаний Китая: азиатские рынки рассматриваются как наименее пострадавшие от финансового кризиса, и Китай – экономический двигатель региона. Далее следуют Бразилия (мотивировки – внутреннее потребление и устойчивая банковская система) и Индия (находится в начале цикла роста). Ожидается, что Россия последней из стран БРИК вернется на рынок IPO, при этом респонденты отметили, что в стране сравнительно плохо развито корпоративное управление, а также доминируют компании с государственным участием.

Не только проспект

Рекомендации:

Важно правильно представить руководство компании инвесторам. Это может показаться само собой разумеющимся, однако максимальный акцент, сделанный на компетенции, отраслевом опыте и знаниях руководства, будет способствовать позитивному восприятию компании фонд-менеджерами.

Подготовьте качественный IR вебсайт. Грамотно сконструированный вебсайт позволит эмитенту обойти конкурирующие компании. Возможно, стоит пригласить специализированную фирму, которая сможет эффективно разработать сайт и управлять им в дальнейшем.

 

Какие источники информации, помимо содержимого проспекта, принимают во внимание инвесторы, при оценке IPO? В первую очередь – любые сведения, подтверждающие квалификацию и деловые качества руководства эмитента (50% голосов), далее идут аналитика по отрасли, а так же мнения отраслевых и региональных консультантов – эти варианты ответов набрали по 28%, и только потом рассматривается аналитика брокерских домов (sell-side analysis) – 22% голосов.

Следующий вопрос касался того, в каких «дисциплинах» компании развивающихся рынков выступают заметно хуже своих собратьев с развитых рынков при маркетинге своих акций. Большинство респондентов считают, что компании стран БРИК достойно выступают в ключевых «дисциплинах», например, качество подготовки презентаций и проспектов находятся на уровне компаний с развитых рынков.

Также респонденты довольны доступностью руководства и уровнем проведения встреч «один-на-один». Область, где компании стран БРИК серьезно отстают от своих коллег – общее качество корпоративных веб-сайтов.

Финансовые и нефинансовые показатели

Рекомендации:

Будьте готовы объяснять и отстаивать оценку компании. Компания, а также её консультанты должны уделить особое внимание этому вопросу. Кроме того, руководство должно быть готово дать необходимые пояснения по смыслу финансовых показателей компании и по стратегии в целом.

Создайте эффективную схему корпоративного управления. Некоторые рекомендации: продемонстрируйте наличие независимых или неисполнительных директоров; определите обязанности и полномочия комитетов совета директоров; обеспечьте прозрачность в отношении полномочий органов внутреннего финансового контроля; убедитесь в наличии комитета по аудиту и др.

 

На стадии IPO респонденты прежде всего проверяют обоснованность фундаментальной оценки компании – 39% голосов. Следующие по важности финансовые показатели: соотношение EV/EBITDA (28%), а также коэффициент P/E и свободный денежный поток (по 22% голосов).

Нефинансовые показатели, изучаемые при принятии решения о покупке акций в ходе IPO: как уже отмечалось, управляющие уделяют самое пристальное внимание руководству компании. Респонденты указывают, что менеджмент компании должен быть надежным и вызывать доверие инвесторов, не менее качественной должна быть и стратегия компании, представляемая инвесторам («качество менеджмента» – 67% голосов). Также отмечается, что компаниям с развивающихся рынков важно продемонстрировать и в дальнейшем поддерживать качественную и хорошо структурированную систему корпоративного управления (39% голосов).

Ошибки после IPO

Рекомендации:

Создайте IR-структуру. Большинство указанных коммуникационных ошибок можно избежать, если создать IR-команду заблаговременно. Некоторые компании полагаются на внутреннюю IR-службу, другие возлагают эту функцию на внешнее агентство по связям с инвесторами; ряд компаний реализуют оба подхода одновременно.

Познакомьтесь с лучшей мировой практикой раскрытия информации и утвердите собственную политику раскрытия. Желательно ознакомится со стандартами прозрачности, которые используют лидеры отрасли. На основе данных стандартов необходимо разработать собственную политику раскрытия (перечень раскрываемой информации, как часто и кто именно будет раскрывать данную информацию).

 

Респонденты подчеркивали, что компании, недавно вышедшие на публичный рынок, должна особенно аккуратно вести себя после размещения. Были указаны ошибки, которые ведут к ограничению информации, что подрывает доверие инвесторов: недостаточно активное информирование; невозможность доступа к руководству; невыполнение обещаний, легко раздававшихся перед IPO.

Комментарии респондентов: «Самая крупная коммуникационная ошибка, которую допускают компании после IPO – это изменение базовых предположений и прогнозов. Вторая, не менее крупная, ошибка – смена руководства: спустя три–шесть месяцев после IPO многие компании назначают нового финансового директора или генерального директора, что обычно воспринимается негативно». «Проблема в том, что руководство подчас преувеличивает экономические перспективы и потенциал роста. К этому добавляется последующий отказ проводить телефонные конференции и приезжать в США дважды в год».

Прозрачность компаний после IPO

Наиболее прозрачной, из четырех стран БРИК, по мнению инвесторов является Бразилия (73% поставили её на первое место). Россия, наоборот, воспринимается страной с наименее прозрачными компаниями – 87% проголосовали за 4-е место. При ранжировании Индии и Китая мнения разошлись.

Комментарий респондента: «Я бы поставил на первое место Бразилию, на второе Индию, на третье Китай, а на последнее - Россию. Я знаю, что в Бразилии существуют правила Novo Mercado, которые создают фантастическую базу, в рамках которой осуществляется большинство новых эмиссий, что обеспечивает полную прозрачность. Там только один класс акций, существуют требования в отношении доли акций в свободном обращении, а также требования к отчетности и так далее». [примечание редактора: не могу не обратить внимание читателей на пользу грамотного пиара: базовые требования законодательства Бразилии в отношении акционерных обществ довольно либеральны, при этом более жесткие правила Novo Mercado («Новый рынок») корреспондируют с требованиями, предъявляемыми в России ко всем публичным акционерным обществам; однако бренд «Novo Mercado» в сознании американских респондентов явно обладает повышенной ценностью]

 

IR-рекомендации от BNY Mellon при подготовке IPO:

- Самое важное – правильно представить руководство компании инвесторам
- Подготовьте качественный IR вебсайт
- Познакомьтесь с лучшей мировой практикой раскрытия информации и на её основе утвердите собственную политику раскрытия
- Будьте готовы объяснять и отстаивать оценку компании
- Создайте эффективную схему корпоративного управления
- Распределите обязанности и заложите достаточно времени и ресурсов на IR-работу
- Активно собирайте обратную связь у инвесторов и аналитиков

 


Полный текст результатов исследования доступен на сайте BNY Mellon (pdf).

 

Материал можно обсудить на форуме.

 

Также читайте:

На взгляд экспатов
Национальный совет по корпоративному управлению (НСКУ) в начале лета представил результаты опроса западных специалистов, работающих в России. Совет исследовал взгляд иностранцев на современную российскую практику корпоративного управления. «Повышение прозрачности», «улучшение защиты прав собственности» и «развитие систем риск-менеджмента» - именно такие действия должны повысить доверие зарубежного инвестиционного сообщества к российскому бизнесу в целом.

Правильно сложить кирпичики
Взгляд на корпоративные сайты компаний стран BRIC. Компании из Бразилии, России, Индии и Китая – крупнейших стран с формирующейся рыночной экономикой, должны научиться создавать эффективно работающие корпоративные интернет-ресурсы, говорит Дэвид Боуэн, старший консультант агентства Bowen Craggs.

Как взлететь над толпой?
Компании, которые выходят на мировой рынок акций, должны тщательно оценить, готовы ли их веб-сайты обслуживать запросы инвесторов, говорит Дэвид Боуэн (David Bowen). Статья была написана некоторое время назад, некоторые конкретные примеры уже поменялись (особенно это касается конкретных новостей на сайтах), однако, редакция IR magazine Russia & CIS считает материал крайне полезным для наших читателей.


2008 (с) IR magazine Russia & CIS, info@ir-russia.ru