Кгыышhh

 

  CIS
Новости О журнале Мероприятия Форум Подписка Архив Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Кгыышф

 

 

 

CIS
 

 

 

 

 

 

версия для печати

Гонконг зовет

 

В гостинице Marriott Grand Hotel в Москве 25 мая 2010 года состоялась конференция, посвященная перспективам листинга российских эмитентов на Гонконгской бирже. За полтора года, прошедших с предыдущей конференции, всем заинтересованным лицам есть чем похвалиться несмотря на кризис – прошло IPO компании «Русал». К сожалению, представителей «Русала» на конференции не было, поэтому услышать рассказ напрямую из уст самого эмитента не удалось.

 
Дмитрий Бобров


Свое выступление Лоренс Фок (Lawrence Fok), директор по маркетингу Гонконгской фондовой биржи, начал по-русски: «Добрый день. Это мой десятый визит в Москву. Это красивый город». Изучение русского языка сотрудниками биржи явно свидетельствует о серьезных намерениях в отношении эмитентов СНГ. Далее господин Фок остановился на характеристиках открытости гонконгской экономики, подтверждая свои слова рейтингами различных международных институтов, а также упомянул об отсутствии налогов на бонусы, вывод капитала и так далее.

В 2009 году, по данным Лоренса Фока, Гонконгская фондовая биржа (HKEx) лидировала по средствам, привлеченным в ходе IPO. В текущем году HKEx занимает 3-ю позицию – впрочем, на двух первых местах биржи материкового Китая. К числу преимуществ Гонконгской биржи относятся и сравнительно высокие коэффициенты оценки компаний (P/E), хороший уровень ликвидности, а также возможность дальнейшего привлечения капитала (и после IPO). Особое внимание биржа уделяет эмитентам из ресурсных отраслей, недавно были разработаны специальные условия листинга для таких компаний. Заканчивая свое выступление, Лоренс Фок обратил внимание собравшихся на технические и организационные моменты: безвизовый режим между Россией и Гонконгом, а также наличие большого количества прямых авиарейсов.

Далее перед собравшимися, а таких было около 70 человек, выступили другие участники IPO-процесса: инвестиционный банк, аудиторы, банк-депозитарий, юристы и PR-консультант. Эндрю Вонг (Andrew Wong), управляющий директор и глава глобального инвестиционного банкинга BOC International, отметил, что судя по его опыту, чем лучше китайские инвесторы знают бренд эмитента, тем большую премию в среднем они готовы платить. Таким образом работу по представлению компании местным инвесторам никак нельзя делать «спустя рукава». Ричард Шарман (Richard Sharman), партнер московского офиса KPMG, продолжая выступление своего гонконгского коллеги, коснулся вопросов взаимодействия с HKEx, и на примере с «Русалом» посоветовал заложить достаточное количество ресурсов на подготовку ответов на вопросы биржи, потому что они носят глубокий, детальный характер, а также на возможные объяснения российской регулятивной и налоговой специфики. Особое внимание биржи вызывает наличие у акционеров других, в частности, конкурирующих бизнесов, и сделки со связанными лицами – часто это довольно чувствительная тема для российских компаний, имеющих непростую юридическую структуру.

Формально, для российских компаний существует три способа выйти на биржу Гонконга: акции российского эмитента (самый сложный вариант), акции оффшорной структуры, владеющей российскими активами (именно этим путем пошел «Русал») и выпуск гонконгских депозитарных расписок – HDR. Тему гонконгских депозитарных расписок, и шире – расписок вообще, - осветил Грэм Маршалл (Graham Marshall), вице-президент Bank of New York Mellon. Фактически, ни одного выпуска гонконгских депозитарных расписок еще не состоялось, однако этот инструмент был анонсирован биржей Гонконга в 2008 году – ровно в канун мирового финансового кризиса. Возможно, в текущем году состоится выпуск первых HDR и к нынешним 3200 программам DR в мире добавится еще несколько. По количеству программ депозитарных расписок в настоящий момент лидирует Индия – 295 спонсируемых программ, следом за ней Россия со 177 программами, однако эта статистика учитывает китайские, гонконгские и тайваньские программы по отдельности – если их сложить, получится порядка 350 программ «китайской национальности», что существенно превышает количество индийских программ.

Надо отметить, что господин Маршалл затронул в своем выступлении и тему российских депозитарных расписок («reverse DRs»). Например, такие можно было бы выпустить на акции компании Rusal с острова Джерси – именно эти акции торгуются на гонконгской бирже. На моей памяти это первое выступление представителя банка-депозитария, где упоминаются российские депозитарные расписки.

Партнер московского офиса Baker & McKenzie Михаил Турецкий остановился на самом волнующем моменте: признании гонконгской биржей российской юрисдикции, вернее, того факта, что в Российской Федерации права инвесторов защищены не хуже, чем в Гонконге. Такого признания пока нет, однако между отечественным и гонконгским регулятором ведется обмен письмами (о чем говорилось и на мартовском семинаре Baker & McKenzie) и вполне возможно, что в самое ближайшее время два регулятора заключат соглашение. После чего HKEx, как ожидается, признает Россию в качестве юрисдикции с надежной защитой прав акционеров. В принципе, компании, которые не хотят ждать данного события, могут воспользоваться схемой размещения акций холдинга, зарегистрированного в уже признанной юрисдикции. Либо же начать индивидуальные переговоры с HKEx и убедить биржу, что в уставе компании содержатся достаточные меры по защите инвесторов (а биржа готова обсуждать отклонения от общей практики, но при этом будет неуклонна в стремлении гарантировать права инвесторов). Однако второй вариант, скорее всего, потребует больше времени, чем прогнозируемое подписание соглашения между регуляторами, поэтому лучше дождаться подписания.

Завершил программу конференции Ричард Цанг (Richard Tsang), председатель и управляющий директор Strategic Public Relations Group, который вернулся к вопросу осведомленности деловых кругов Гонконга и Китая относительно иностранных эмитентов. Большое количество газет и журналов, включая финансовые, которые выходят в Гонконге, интенсивная медиа среда, слухи – все это обуславливает необходимость предварительного запуска PR-кампании. Чем раньше, тем лучше. Образование как широкой деловой общественности, так и лидеров мнения желательно начинать задолго до предполагаемого IPO, тем более, что в какой-то момент в силу вступят юридические ограничения на контакты со СМИ. «Рассказывайте о своей компании проще, дайте возможность увидеть и почувствовать ваши преимущества» - советует Ричард Цанг желающим покорить Гонконг.

Читайте другие материалы по теме:

Where to list?

Безвизовые размещения в Гонконге

В бананово-лимонном… Гонконге

В Москве прошел семинар «Листинг в Гонконге»

 


2009 (с) IR magazine Russia & CIS, info@ir-russia.ru