Кгыышhh

 

  CIS
Новости О журнале Мероприятия Форум Подписка Архив Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Кгыышф

 

 

 

CIS
 

 

 

 

 

 


English version
 

 

«От тактики к стратегии» – о современном состоянии IR в России

 

В мае 2010 года к Консультативной группе по отношениям с инвесторами АДР/ГДР-команды J.P. Morgan присоединился Питер Рассел (Peter Russell), эксперт по investor relations. Журнал IR magazine Russia & CIS попросил Питера Рассела рассказать о своих впечатлениях после первых месяцев активного общения с российскими компаниями.

 

Питер Рассел,
вице-президент,
консультативная группа
по отношениям с инвесторами,
J.P. Morgan

    

 

 

Питер Рассел,
J.P. Morgan

Когда инвестор принимает решение относительно вложений в ту или иную компанию, особенности и шаблоны восприятия могут играть столь же важную роль, что и реальные факты. Российские активы долгое время страдали от недостатка доверия со стороны многих иностранных инвесторов ¬– тревогу и озабоченность вызывали проблемы, связанные с соблюдением законности и превышением полномочий властей.

На этом фоне отчетливо видно, что российские корпорации прилагают все усилия к тому, чтобы инвесторы отказались от застаревших предубеждений по поводу российского риска и подошли к вопросу более рационально, сосредоточив свое внимание на стратегии и прибылях. Как результат - в настоящее время на местном рынке профессия «investor relations» видоизменяется и бурно развивается.

Недавний мировой кредитный кризис и связанное с ним повышение требований к качеству работы с инвесторами создали спрос на новый тип investor relations в России. Компании столкнулись с невозможностью привлечения новых средств, поскольку финансовые рынки были закрыты для большинства эмитентов. Учитывая опасения инвесторов относительно финансового состояния предприятий, IR-специалисты стали уделять повышенное внимание вопросам притока наличности, уровню закредитованности и состоянию баланса компаний.

Однако настороженность инвесторов к рискам проходит и начинается новый период роста амбиций – похоже, основными темами ближайших лет будет привлечение капитала компаниями и смещение акцента на стратегический выбор инвесторов (таргетинг/targeting).

Уже продолжительное время российские компании – «голубые фишки» понимают, что прозрачность повышает оценку компании. И именно сейчас, на основании последнего опыта, сфера investor relations в России переходит от направления, которое принудительно навязывалась эмитентам регуляторами, инвестиционными банками и консультантами, к направлению стратегическому, которое становится неотъемлемой частью жизнедеятельности компаний. IR-службы больше не ограничиваются шаблонными решениями, ожидая, что инвесторы будут соответствовать этим шаблонам. В ходе недавнего общения с российскими компаниями, я ощутил подлинный интерес к организации двустороннего обмена информацией, к открытому обсуждению с инвесторами всех сложных вопросов. Многие российские компании продвигаются гораздо дальше требований обязательного раскрытия и начинают эффективно рассказывать инвесторам про свои инвестиционные преимущества.

Тем не менее, некоторые проблемы остаются – не в последнюю очередь это недостаток высоко-квалифицированных специалистов, а также неопределенность должностных обязанностей. Переходя из компании в компанию, российские IRO сталкиваются с различным пониманием функционала, а также подчиненности IR-службы внутри организации. Европейские и американские IR-специалисты уже давно определили в качестве своей главной задачи информирование руководства и, иногда, совета директоров, о настроениях рынков капитала, что помогает руководству более точно формировать политику управления и дальнейшего развития компании.

Несмотря на проблемы, с которыми сталкивается IR-профессия, лучшие российские специалисты будут совершенствоваться и повышать свою профессиональную значимость путем интенсивного изучения финансовых рынков, помогая таким образом своему руководству в разработке стратегии компании. По существу, IR-служба будет выполнять две взаимодополняющие функции: одна внешняя – обслуживание нужд инвесторов, вторая внутренняя – обслуживание внутренних клиентов.

В настоящее время в России открыты самые широкие возможности для тех, кто профессионально занимается развитием отношений с инвесторами. Инвестиционная привлекательность страны продолжает повышаться, внутренний рынок акций относительно большой и ликвидный, московские брокерские дома разрастаются. По мере развития инвестиционной среды и увеличения числа публичных компаний как в России, так и в регионе, сфера отношений с инвесторами будет переживать подъем. Говоря про долгосрочную перспективу, российский IR-специалист может стать действительно ценным активом для своей компании в том случае, если он продемонстрирует стратегическое влияние на развитие компании и будет восприниматься как важная часть руководящей команды.


Вопросы развития investor relations вы сможете обсудить 26 ноября 2010 года на конференции «Передовой опыт IR».

 

Возможности для развития сферы investor relations в России значительные: привлекательность страны для инвестиций продолжает повышаться, внутренний рынок акций относительно большой и ликвидный, количество sell-side аналитиков в Москве разрастается. По мере развития инвестиционной среды и увеличения числа публичных компаний как в России, так и в регионе в целом, востребованность IR-деятельности будет однозначно расти. Говоря про долгосрочную перспективу, российский IR-специалист станет действительно ценным активом для своей компании, если он сумеет продемонстрировать стратегическое влияние на компанию и будет восприниматься именно как часть управляющей команды компании.


 

Материал можно обсудить на форуме форуме.

 

Также читайте:

На взгляд экспатов
Национальный совет по корпоративному управлению (НСКУ) в начале лета представил результаты опроса западных специалистов, работающих в России. Совет исследовал взгляд иностранцев на современную российскую практику корпоративного управления. «Повышение прозрачности», «улучшение защиты прав собственности» и «развитие систем риск-менеджмента» - именно такие действия должны повысить доверие зарубежного инвестиционного сообщества к российскому бизнесу в целом.

Начинаем работать в investor relations
Пошаговая инструкция от Дэвида Ятиса (David Yates), – что делать, если вновь назначенный генеральный директор именно в вас разглядел следующего главу IR-службы. Дэвид Ятис работает в британской компании FinanceTalking, специализирующейся на финансовых тренингах для подразделений корпоративных коммуникаций и по связям с инвесторами.

«Хорошая компания» не означает «хорошие акции»
Говорит Анна Авдокушина, аналитик по банковскому сектору JP Morgan: «во всяком случае, это вовсе не обязательное соответствие. И помнить, что sell-side анализирует компании, чтобы давать клиентам рекомендации именно по акциям, было бы полезно для специалистов по investor relations».


2008 (с) IR magazine Russia & CIS, info@ir-russia.ru