Кгыышhh

 

  CIS
Новости О журнале Мероприятия Форум Подписка Архив Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Кгыышф

 

 

 

CIS
 

 

 

 

 

 

 

Правильно сложить кирпичики

 

Взгляд на корпоративные сайты компаний стран BRIC. Компании из Бразилии, России, Индии и Китая – крупнейших стран с формирующейся рыночной экономикой, должны научиться создавать эффективно работающие корпоративные интернет-ресурсы, говорит Дэвид Боуэн, старший консультант агентства Bowen Craggs.

 
Дэвид Боуэн (David Bowen)


Сайты, упомянутые в обзоре:
FT Bowen Craggs Index, China Shenhua Energy, Petrobras, Vale,
Ping An Insurance, CNOOC, China Mobile, Industrial and Commercial Bank of China, Gazprom, Rosneft, China Construction Bank, Itaú Unibanco, Bank of China, Reliance Industries, Sinopec.



 

Дэвид Боуэн
(David Bowen),
старший консультант,
Bowen Craggs

В рейтинге эффективности корпоративных веб-сайтов компаний 2010 года (FT Bowen Craggs Index 2010) как никогда много компаний из стран с формирующейся экономикой – 16 компаний из 75 участников. Прежде всего, это компании стран BRIC: три из Бразилии, две русские, одна индийская и десять компаний из Китая и Гонконга. Однако это достижение стало следствием роста капитализации этих компаний, а не качества их сайтов (прим. редакции – в рейтингах FT Bowen Craggs Index дается оценка веб-сайтов 75 компаний, крупнейших по размеру рыночной капитализации: по 25 из Европы, США и других регионов мира).

Что эти компании делают в Интернете? И что они должны делать? Ответ на первый вопрос – «что-то делают», на второй «возможно, этого пока не достаточно». Подобная дискуссия может показаться отчасти старомодной – на фоне развития социальных сетей, электронных книг и прочей hi-tech-мании, - однако она чрезвычайно важна. Какую же роль должна играть тема связей с инвесторами на корпоративном сайте?

На первый взгляд, картина выглядит не лучше, чем в первые три года существования рейтинга Bowen Craggs. Наивысшую оценку среди представителей BRIC получила бразильская горнорудная компания Vale – с 158 баллами она заняла 47-е место. Из 15 компаний, получивших наименьшую сумму баллов, 12 компаний приходятся на BRIC (три другие японские). После того, как самые ленивые из американских компаний озаботились улучшением своих сайтов, развитые страны в целом ушли далеко в отрыв от развивающихся.

Хотя более детальное изучение показывает, что последние стали работать над своими Интернет-ресурсами гораздо серьезнее, чем в прошлом. Как и другие участники рейтинга, ряд компаний из стран BRIC реконструировали свои сайты. Некоторые полностью модернизировали, другие просто сделали косметический ремонт. А на некоторых всегда можно встретить качественно сделанные области.

Догонят ли компании из развивающихся стран своих западных коллег? Им приходится решать те же проблемы, с которыми столкнулись компании в США и Западной Европе примерно десять лет назад. А это значит, учитывая низкий уровень проникновения Интернета в этих странах, крупные инвестиции в реконструкцию сайтов здесь не имеют смысла. Но большинство недостатков сайтов BRIC связаны скорее с организационной стороной дела, чем с денежными затратами. Не может быть оправданий плохо сделанному сайту или слабому содержанию в тех случаях, когда есть огромные возможности выполнить работу качественно, не потратив при этом ни копейки.

Первые ласточки

Двое из участников рейтинга, достигших наибольшего прогресса в этом году – компании из стран BRIC, полностью обновившие свои веб-сайты.

Сайт российской корпорации «Газпром» в рейтинге получил на 38 баллов больше, чем в 2009 году. Ресурс сменил свой прежний «советский» облик, он хорошо проработан и имеет несколько интригующих деталей, прежде всего «Дневник Алексея Миллера», вполне в духе блога CEO западной компании.

Китайский угледобывающий гигант Shenhua Energy также полностью реконструировал дизайн своего интернет-ресурса: теперь это не текст корпоративной брошюры, выложенный в сеть, а яркий и живой сайт с анимированными рисунками, выделяющими его среди других.

Эти примеры демонстрируют, что некоторые топ-менеджеры понимают, что сайт компании – достаточно эффективный инструмент перехода на западные стандарты. Решимость руководства является наиболее значимым фактором в реконструкции устаревших и неэффективных веб-ресурсов.

Российская «Роснефть» лидирует среди компаний, которые, создав хороший сайт, не перестают его совершенствовать. Она добилась значительных улучшений, например, серьезно подняв качество английского языка. В результате, по ряду параметров сайт «Роснефти» может соперничать с мировыми лидерами. Сайт и раньше был неплохо структурирован, но теперь появились, также, обновленный раздел с информацией о компании и два микросайта, еще более усилившие информативный раздел для инвесторов.

Сайты бразильских компаний Petrobras и Vale всегда радовали удачными отдельно взятыми страницами. У обоих ресурсов приятный дизайн и сильные разделы для СМИ, а у Vale также выделяется раздел IR.Лучшие среди китайских компаний – China Construction Bank и Industrial and Commercial Bank of China, – это хорошо организованные сайты. Новый участник рейтинга Ping An Insurance предлагает посетителям отличный раздел с потребительской информацией.

Недостатки

Почему же тогда эти компании не добрались до верхней части рейтинга? Прежде всего потому, что их сайты страдают недостатками, причина которых – отсутствие у компаний цельной концепции функционирования в сети. В свою очередь, это связано с неумением управлять своими веб-владениями.

Перед компаниями из развивающихся стран особенно остро стоят две проблемы. Во-первых, их структура может быть слишком сложна. Например, отношения между публичными и государственными компаниями в Китае довольно запутаны. Оценивая ресурсы, мы стараемся вести себя как обычные пользователи и проверяем самые очевидные маршруты – если мы столкнулись с проблемой, значит, компания должна попытаться найти её решение.

Во-вторых, многие компании из развивающихся стран не используют свои веб-ресурсы в качестве инструмента для найма персонала, а это один из параметров нашего рейтинга. Мы понимаем, что такой подход может отражать особенности функционирования рынка труда в конкретной стране, поэтому для нас важно не декларировать огульно, что кто-то действует неправильно. Однако, мы знаем, что за редким исключением, крупные корпорации обычно выигрывают от наличия на сайте хорошо организованного раздела «Работа». Некоторые из них признали, что не стоит пренебрегать этим. «Газпром», вербующий большую часть новых сотрудников на основе соглашений с университетами, стал использовать на новом сайте удобный и продуманный сервис онлайн-поддержки соискателей. Почему? Хотя бы потому, что это экономит время на обработку и перепечатку резюме, отосланных соискателями наудачу.

Мало опыта

Проблемы сайтов компаний из стран BRIC связаны либо с слабым содержанием, либо с плохой функциональностью и структурой. Легко вообразить себе дискуссию по поводу нового сайта «Газпрома»:
– «Мы собираемся разместить дневник генерального директора»,
– «Прекрасно, но у генерального нет времени вести дневник»,
- «Нет проблем, мы просто будем использовать выдержки из его выступлений».

Результат: вместо интересного дневника – выдержки из протокольных выступлений. Но, как бы то ни было, «Газпром» уже понял, что сайт компании должен быть живым и интересным – мысль, которую западные компании только-только начинают осознавать.

Перевел Андрей Поддерегин,
оригинал статьи на английском языке.


Bowen Craggs & Co (www.bowencraggs.com) – специализированная консалтинговая компания, работающая с крупнейшими мировыми корпорациями по вопросам повышения эффективности веб-сайтов. Очередной индекс эффективности корпоративных веб-сайтов Financial Times Bowen Craggs Index of Corporate Website Effectiveness будет опубликован в апреле.

 

Обсудить статью можно на форуме.


2009 (с) IR magazine Russia & CIS, info@ir-russia.ru